Россия, г. Москва, Дурасовский переулок, дом 7

Показать на карте

Промокод

Прогулки по Москве

Бульварное кольцо (англ. Boulevard Ring)

Когда-то на месте современного Бульварного кольца стоял «Царев белый каменный город». По одной версии название его связано с используемым в строительстве белым камнем. По другой — с особой элитарной «белой» землей, свободной от уплаты податей. Стена его начиналась от Храма Христа Спасителя, и заканчивалась на месте впадении Яузы в Москву-реку.

Длина стены составляла немного больше 9 километров, толщина колебалась от 4,5 до 6м. На пересечении стены Белого города с радиальными улицами были построены 27 мощных, увенчанных шатрами башен. 10 из них были проездными, 17 - глухими. Высота стен достигала 10м, а башен - 13-20м. Белый город был не только важным оборонительным сооружением (современники считали крепость одной из самых мощных и надежных в Европе), но и архитектурным шедевром, украшавшим Москву. Но к XVIII столетию стены Белого города утратили оборонное значение, а их архитектурная ценность стояла под вопросом из-за сильной ветхости. Так, в 1750г. часть стены обрушилась и задавила несколько человек. Кроме того, по всей Европе активно уничтожали средневековые крепостные валы и создавали на их месте аллеи. Немецкое слово «болверк», ставшее во Франции «булевардом», а в России «бульваром» (хотя в народе чаще можно было чаще услышать слово «гульвар»), означало «крепость, бастион», но стало общим названием для городских прогулочных аллей. И в конце XVIII столетия, при Екатерине II, укрепления были разобраны. А камень, очень ценный материал в то время, пошел на строительство других домов, в первую очередь на сооружение гигантского Воспитательного дома.

В 1774г. появился Каменный приказ, который должен был место под тем бывшим городом разровнять и ко украшению города обсадить деревьями, а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей. В 1775г. был представлен план демонтажа стен Белого города: на их месте должны были появиться аллеи в 2 ряда деревьев с площадями на месте проездных башен. План был утвержден лично Екатериной II, и вскоре пояс оборонительного вала превратился в зеленый пояс бульваров. Лишь имена площадей (Никитских, Петровских, Покровских и других ворот) на месте проездных башен хранят память о стене Белого города, а также вводят в замешательство туристов, не находящих никаких ворот.

Первый бульвар - Тверской - появился в 1796 году. Н.М.Карамзин считал московские бульвары наивысшим достижением времени Просвещения:
Одно просвещение рождает в городах охоту к народным гульбищам, которыми славились умные греки. Где граждане любят собираться ежедневно; где знатные не стыдятся гулять вместе с незнатными, там уже есть между людьми счастливое сближение в духе.
Бульварное кольцо и, особенно, Тверской бульвар, стали любимым местом отдыха москвичей. Вот что писал о первом московском бульваре Константин Николаевич Батюшков: 
...стечение народа, прекрасные утра апрельские и тихие вечера майские привлекают сюда толпы праздных жителей. Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица, и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальных концов Москвы на Тверской бульвар. Какие странные наряды, какие лица!

Тем не менее, бульварное кольцо было не только местом для прогулок, но и светской гостиной. Здесь можно было показать себя во всей красе. Так, по воспоминаниям Льва Николаевича Толстого, Левушка, трое его братьев и сестра вместе с гувернером садились в экипаж и доезжали от своего дома на Плющихе до Пречистенского (сейчас Гоголевского) бульвара, проходили его, потом шли по Никитскому, и иногда дальше - по Тверскому. Больше всего юного Толстого занимало, как менялось обращение старших по мере приближения к Страстной (сейчас Пушкинской) площади. Так, на Пречистенском бульваре можно было себя чувствовать свободно, говорили по-русски, а сестру называть Машенькой. На Никитском использовался французский, демонстрировались изысканные манеры, а для сестры использовалось имя «Мари». А на Тверском обязательными становились английский, подчеркнутая чопорность и имя «Мэри».
В 1845г. Виссарион Григорьевич Белинский назвал пояс бульваров Москвы лучшим ее украшением, которому Петербург имеет полное право завидовать.
И это действительно так. А у красивого места должно быть красивое имя. Возможно, поэтому незамкнутую цепочку бульваров все-таки назвали «кольцом».

В начале ХХ столетия Бульварное кольцо стало главной транспортной магистралью Москвы и получило новое имя «кольцо «А». 29 февраля 1911г. по нему прошел первый трамвайный маршрут «А», который москвичи ласково звали «Аннушкой». Кстати, в отличие от бульваров, трамвай шел по кольцу, проезжая вдоль Кремля. Сейчас об этом напоминает одноименный трамвай-кафе, курсирующий вокруг Чистых прудов. Трамвай «А» был не просто транспортным средством, он был достопримечательностью столицы. Об «Аннушке» писали Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Зощенко, Константин Паустовский, Булат Окуджава. А вот такой видел Москву из окна знаменитого трамвая Михаил Булгаков:
Жужжит «Аннушка», звонит, трещит, качается. По Кремлевской набережной летит к Храму Христа.... Несется трамвай среди говора, гомона, гудков. В центр. Летят мимо московские улицы. Вывеска на вывеске. ... И чего, чего на них нет. Все есть, кроме твердых знаков и ятей. Цупвоз. Цустран. Моссельпром. Отгадывание мыслей. Мосдревотдел. Виноторг. Старо-Рыковский трактир....
В 1930-1940-х гг. маршрут называли «театральным», так как одна из остановок была на Тверском бульваре у Камерного театра (сейчас здание Театра имени А.С.Пушкина). На пути следования «Аннушки» располагались и Знаменитые кинотеатры Москвы: у Никитских ворот - «Унион», у Покровских - «Аврора», на Арбатской площади - «Художественный», на Чистопрудном бульваре - «Колизей». 
Бульварное кольцо всегда было в центре московских событий, будь то народные гуляния, строительство линий метрополитена или революции и войны. Городские власти всегда старались поддерживать здесь порядок, но уже в 1862г. на кольце недосчитали огромного количества деревьев, газон был измят, ограда сломана, а жильцы окрестных домов устроили на бульварах выгул собак. Генерал-губернатор Москвы доложил об этом царю, который велел принять срочные меры к исправлению. После этого на бульварах появились смотрители, следящие за порядком. Так, было запрещено даже ездить на велосипедах, возить тележки и нести по бульварам чемоданы.

С 1922 года на Бульварном кольце стали проводить эстафету. Но со временем она перенеслась на Садовое кольцо, так как кольцо бульваров не годилось для бега.br />

Сильно пострадало Бульварное кольцо в 1941г. из-за фашистских бомбежек. Но как только война закончилась, бульвары преобразились и ожили вновь. В 1945-1947 гг. здесь посадили 4 000 деревьев и более 130 000 кустарников. К празднованию 800-летия столицы старую сетчатую ограду заменяют узорчатым чугунным барьером с собственным орнаментом для каждого бульвара. Входы оформили монументальными светильниками и вазонами, примитивные садовые скамейки заменили удобными деревянными диванами.
Всего в кольце 10 бульваров. Но, несмотря на свое название, «кольцо» не замкнуто, так как оно ограничено с юга Москвой-рекой.
Сейчас Бульварное кольцо вновь благоустраивается.

Адрес Бульварного кольца: Москва, Соймоновский проезд (иногда причисляется к кольцу), Площадь Пречистенские Ворота, Гоголевский бульвар, Арбатская площадь, Площадь Арбатские Ворота, Никитский бульвар, Площадь Никитские Ворота, Тверской бульвар, Пушкинская площадь, Страстной бульвар, Площадь Петровские Ворота, Петровский бульвар, Трубная площадь, Рождественский бульвар, Площадь Сретенские Ворота, Сретенский бульвар, Тургеневская площадь, Площадь Мясницкие Ворота, Чистопрудный бульвар, Площадь Покровские Ворота, Хохловская площадь, Покровский бульвар, Яузский бульвар, Площадь Яузские Ворота.

 

Расстояние в минутах от гостиницы:

На авто: мин.    На метро: мин.     Пешком: мин.

Расположение на карте Москвы:


вернуться к достопримечательностям Москвы